Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

заяц

Октябрьская мастерская. Самый простой текст

Доброе утро, сочиненцы! Рада вам безмерно :)

Если вы ещё не познакомились с попутчиками, обязательно загляните в пост-знакомство и оставьте свой след. Читать уйму комментариев, появившуюся вчера, можно и нужно — но не пропадайте там навечно. Нас ждёт первое задание.

Сегодня мы напишем самый простой текст.

Это задание лучше всего получается у новичков. Писательские зубры в ответ на такое задание начинают чего-то выдумывать, соревноваться, редактировать, стараться написать идеально.
Я вам, дорогие участники, такими вещами заниматься не советую. Выходной день всё-таки :)

Напишите-ка лучше искренне. Выньте мысли из головы, из тела, из сердца. Откуда получится вынуть. И положите на лист. То есть в окошко для комментариев. Как оно будет идти, так и кладите. Не мудрите.

Объявляю официально: в комментариях к сегодняшнему дню не будет ни одного идеального текста. Как вы ни старайтесь!
Под этим постом появятся щербатые, мягкие, яркие, кусочные, беглые, запиночные, постные и пересоленные тексты. Живые тексты живых людей. Я такие больше всего люблю. Ну-ка подавайте мне именно такие!

Первый черновик (которыми мы сегодня будем делиться друг с другом) никогда не бывает так же хорош, как отредактированный, откорректированный и напечатанный текст. Знаете почему? А у него другая цель. Ему вообще не до аккуратности.

Черновик предназначен для того, чтобы посмотреть: а что я, собственно говоря, думаю по этому поводу? Он не призван поражать, удивлять, покорять или доказывать. Он помогает посмотреть на свои мысли своими же глазами.

Попробуем?



ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ ОКТЯБРЬСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

Напишите, пожалуйста, текст на полстранички о том, что для вас такое — интересный текст.

Как вы определяете, интересный ли текст перед вами?
С чем вы сравниваете интересность текста? Какой текст точно не будет интересным, а какой может таким оказаться?
Что для вас значит уметь писать интересно? Как можно понять, интересно ли читателю?

Задание зачитывается всем, кто его выполнит (разместит свой текст на полстранички в комментариях).
В моих мастерских нет оценок и учителей. Только соратники. Зато их целый вагон! :)
заяц

Открытая октябрьская мастерская текста (1—9 окт 2016)

Всем привет!

В этом жж снова пройдет открытая мастерская текста :)

Записываться необязательно: можно просто добавить жж в друзья и начать работать с нами с первого октября.
Рано утром (часов в шесть по московскому времени) первого числа, в субботу, я опубликую пост-знакомство, с которого традиционно начинается сочинительская работа в моих мастерских. И кааак начнем!

Collapse )

Collapse )

Collapse )

Collapse )

Collapse )

Collapse )

Если у вас появились вопросы, запишите их в комментариях, пожалуйста.
Я на всё обязательно отвечу :)

Готовьтесь, заносите даты с 1 по 9 октября в ваши календари, оставляйте емейлы в комментариях, если вам нужно напомнить о начале первого числа.

Точное расписание заданий будет в первом посте первого октября.

Жду начала мастерской. Жду вас!

--
Леночка puho
заяц

Советы. Что стоит записывать, как сюжет?

Я приведу несколько примеров из Чехова и из Диккенса — из их записных книжек. Записная книжка Чехова состоит из отдельных конспектов сюжетных схем рассказа, ряда фамилий, которые могут ему пригодиться при развертывании вещи, из записи отдельных удачных выражений — острот. Возьмем сюжетные куски:

I. «Молодой, только что окончивший филолог приезжает домой в родной город. Его выбирают в церковные старосты. Он не верует, но исправно посещает службы, крестится около церквей и часовен, думая, что так нужно для народа, что в этом спасение России. Выбрали его в представители Земской Управы, Почетные Мировые Судьи, пошли ордена, ряд медалей — и не заметил, как исполнилось ему 45 лет, и он спохватился, что все время ломался, строил дурака, но уже переменить жизнь было поздно. Как-то во сне вдруг точно выстрел: «Что Вы делаете?» — И он вскочил весь в поту».

* * *

II. «Икс идет к доктору, тот выслушивает, находит порок сердца. Икс резко меняет образ жизни, принимает строфант говорит только о болезни, и весь город знает, что у него порок серди»; и доктора, к которым он то-и-дело обращается, находят у него порок сердца. Он не женится, отказывается от любительских спектаклей, не пьет, ходит тихо, чуть дыша.

Через 11 лет едет в Москву, отправляется к профессору, этот находит совершенно здоровое сердце. Икс рад, но вернуться к нормальной жизни не может, ибо ложиться с курами и тихо ходить он привык, и не говорить о болезни ему уже скучно. Только возненавидел врачей и больше ничего».

Collapse )
заяц

Задание 94. Люди из будущего

Представьте себе, что вам предложили поместить несколько предметов в металлическую коробку, которую можно спрятать в земле. Её найдут люди из будущего.

Опишите, что бы вы положили в такую коробку.
Какими предметами можно описать вашу нынешнюю жизнь?
Что люди будущего подумают, открыв коробку?

источник: книга «Ловец историй» (Storycatcher) Кристины Болдуин
заяц

Задание 81 от Тома Асакера

Сегодня предлагаю вам написать очередной личный текст.

И даст задание вам Том Асакер. Вот цитата из его книги:

"Наверняка вы много раз видели людей, которые говорили о том, что хорошо знают. А случалось вам видеть тех, кто в буквальном смысле живет тем, о чем говорит?

Между этими двумя категориями есть огромная разница. Поэтому вторая группа людей особенно притягательна. И все благодаря увлеченности – редкой комбинации уверенности и энергии.

Говоря об увлеченности, мы представляем себе таких харизматичных людей, как Джон Кеннеди и Мартин Лютер Кинг. Но убеждения создаются не благодаря высоким должностям, физическому превосходству или ораторским способностям. Их создают вдохновляющее ви́дение и твердая решимость.

Увлеченность вовсе не сводится к созданию четкого образа. Это утверждение ценностей и убеждений – основных мотивов человека. Компетентность, уверенность, душевность и энтузиазм в словах и действиях движут людей к намеченной цели.

Мы видим увлеченность в высказываниях и целенаправленных действиях наших лидеров. Она проявляется и в инновационных продуктах, активном и увлекательном общении, особенно в глубоких убеждениях и поведении других людей, похожих на нас.

Главное доказательство вашей правоты – вы сами: ваш оптимизм, ваша энергия, ваша увлеченность и ваши убеждения. И не важно, выводите ли вы на рынок новый продукт, проводите презентацию, составляете пресс-релиз или просите помощи".


("Основа убеждений", Тома Асакер)

Попробуйте, пожалуйста, вложить в рассказ о том, чем вы живете, всё это: оптимизм, энергию, увлеченность и убеждения. Лучше всего выбрать что-нибудь одно, если вы живете разным. Нужны сильные эмоции, чтобы написать сильный текст, поэтому выберите то, что сейчас ярче всего проявлено.
заяц

Анонс. Мастерская личных историй, 20 июня — 3 июля

Майра Кальман говорит:
«Все, что я делаю — это повествование, и даже не просто история, а фильм. Фильм моей жизни».

Аннет Симмонс подтверждает:
«Ваша жизнь – самая важная история из всех, какие вам придется когда-либо рассказывать.
Когда истории, которые вы проживаете и рассказываете, в которые вы верите, сложатся в единую картину, вы сами заметите, насколько устойчивее стали под натиском внешних обстоятельств. Помня историю жизни, зная, кто вы и зачем вы здесь, легче делать выбор и принимать важные решения. Мир расширяется и в то же время становится более осмысленным».


Я с ними согласна:
11988542_10153201868194405_8297457446525064420_n.jpg

А моя очередная мастерская текста пригодится не столько начинающим писателям, сколько смелым исследователям себя.

Хотя, разумеется, человеку пишущему весьма полезно разобраться в себе, отточить перо на знакомой теме, а затем перейти и к другим областям мира.

В мастерской личных историй мы, конечно, будем писать. Участники создадут рефлексивно-исследовательские тексты, истории про самого себя, зафиксированные случаи из жизни и собственное отношение к этим историям.

В ходе мастерской участники получат:
— вопросы от меня, точнее, много вопросов, над которыми понадобится размышлять, выполняя задания;
— опыт рассказывания и показывания написанного на дружелюбную аудиторию исследователей себя;
— мои подсказки про переформулирование или переструктурирование текста для легкости чтения и понятности;
— возможность нащупать важные, интересные, потенциально яркие темы, с которыми стоит работать лично вам;
— набор симпатичных, теплых, личных историй о важных именно для вас вещах;
— укрепившиеся ценности и лучшее понимание себя.

Программа мастерской собрана на фундаменте предыдущих мастерских текста (см. отзывы участников) и подходов нарративной практики (см. мои заметки с нарративного курса).

Работать будем в закрытой группе, онлайн, всё в тексте, площадка — жж masterskietexta.

Начинаем 20 июня, заканчиваем 3 июля.
Стоимость: 2 000 руб.

Задания ежедневные, но крупные тексты понадобится писать далеко не каждый день. Задания на достаточно объемные тексты (страничка-две, на ваш вкус) я буду давать всего 2-3 раза в неделю. В остальные дни — вопросы на размышление, подготавливающие почву для текстов и помогающие погрузиться в атмосферу сочинения.

Вы сможете приходить в комментарии ежедневно или налетами-набегами несколько раз в неделю, как будет удобнее. Мне очень хочется затеять живое, теплое и уютное сообщество с активными комментариями и дискуссиями на лично важные темы. Сообщество тех, кому важно слушать себя и писать о том, что они в себе услышали. Своим собственным голосом, без жестких правил, без «надо» и «должен». Самобытное экспериментальное творчество в тексте.

Для того, чтобы присоединиться к мастерской личных историй, никаких особенных умений сочинительства не нужно. У каждого участника свой жизненный опыт и свой уровень владения текстом. И дорога у каждого своя. На две недели мы с вами разобьем палаточный городок на симпатичной лесной полянке — и поделимся друг с другом настроением, теплом, историями. А потом каждый отправится в свою, наиболее важную, сторону. Вполне возможно, сейчас вы даже не предполагаете, какая сторона вас зовет.

Если вы ещё не знакомы с моим подходом, загляните в открытую мартовскую мастерскую текста или изучите, какие истории получаются в моих мастерских. Не удивляйтесь, что в этой мастерской будет упор на личные истории: даже в самом фантастическом романе основой являются общечеловеческие ценности, эмоции и взаимодействия. Мы будем исследовать именно их.

Задать вопросы: личным сообщением вконтакте или почтой: e.truskova@yandex.ru.

Collapse )
заяц

Курс Тимура Аникина "Живее пишите"

Тимур Аникин (автор платного курса "Учимся писать тексты") создал бесплатный, долгожданный и злободневный курс про канцелярит. Это шесть смешных заданий с иллюстрациями про зомби (потому что канцелярит — это отряд зомби и есть) и заданиями для самостоятельной работы.

Слово автору:

Это короткий курс для тех, кто пишет корявым полуживым канцелярским языком и хочет от этого проклятья избавиться. Заговорить по‑человечески. Или, в крайнем случае, проверить, нет ли в его текстах канцелярита.

О «проклятье», кстати, я серьезно — дрянью формальных формулировок нас начинают заражать в школе, продолжают в вузах (рефераты, дипломы), до взрослой жизни почти все добираются с убитым слухом, не понимая, насколько плохо они пишут. И начинают готовить бесчисленные рабочие документы про «необходимость осуществления реализации начинаний», такие же тексты законов, инструкций, книг. Миллионы людей. Год за годом. Поколение за поколением. И всем плевать. Текстовый зомби‑апокалипсис, вполне тянет на проклятье.

Это нельзя быстро исправить, может быть, и вообще нельзя исправить, но хоть что‑то сделать я попытался. А то от этой бюрократни повсюду кровь из глаз уже течет.

Курс проясняет:
— что такое канцелярит, из чего он состоит, как выглядит;
— почему он так, сука, живуч;
— как от него избавляться.

Состав: шесть небольших уроков, в каждом есть теоретическая часть, упражнения и милые страшные картинки. Всё можно читать‑выполнять самостоятельно, без преподавателя.


http://writers.smartia.me/thewritingdead
заяц

Истории, написанные по заданиям 79-81 (карты с Иваном)

В апреле я напечатала карты с иллюстрациями по моим историям про дождевого червя Ивана. Сами истории вот уже несколько лет появляются на страницах вконтакте и на фейсбуке, но подержать их в руках стало можно только теперь.

Карты попадают в руки помогающим практикам: психологам, арт-терапевтам, специалистам по групповой работе и работе с детьми, нарративным терапевтам, знатокам метафорических и других карт. Мне приходят отклики, их интересно и очень приятно читать. Например, к второй карте (где Иван стоит перед дождем в плаще) участница была в восторге и сказала, что чувствует в Иване "очень ресурсное состояние: он абсолютно готов, собран внутренне". Ей вспомнился старый бабушкин чемодан с такими же наклейками.

Для тех, кто никогда не сталкивался с метафорическими картами, я нашла сторителлинговую возможность поработать с ними. В сообществе funthinkers и в этой мастерской появились отдельные задания с предложением написать историю по карте с Иваном. Участники писали три пятницы по трем картам — и мне хочется подытожить, собрать то, что у них получилось. Если вы еще не попробовали себя, сперва посмотрите на карту и напишите свою историю, чтобы можно было потом сравнить с теми, что получились у других участников :)

Задание 79. Первая карта

Collapse )

Задание 80. Вторая карта

Collapse )

Задание 81. Третья карта

Collapse )
заяц

Саша Волкова. Инструмент писателя: дерево абстракции

Задача писателя нон-фикшен не в том, чтобы вывалить в статью все, что увидел. Его задача — направить взгляд читателя, показать только важное, помочь с осмыслением опыта.

Теперь осталось разобраться, как это делать — не только делиться с читателями опытом, но и помогать с осмыслением. Для этого писателю пригодится «дерево абстракции» — оно поможет подниматься от жизненного опыта к универсальным понятиям и спускаться обратно.

Что такое дерево абстракции

Дерево абстракций связывает землю и небо. В корнях — всё материальное и конкретное: канализационный люк, пёс по кличке Анатолий, куриные кости. Ветви — это классы и обобщения: бездомные, животные, пища. В листьях кроны — универсальные понятия: взаимовыручка, доброта, надежда. Когда мы поднимаемся от земли к небу, мы отказываемся от конкретики в пользу все большего обобщения. Давайте на примере.

Я встречаю грустного пса Анатолия: вот он с черным носом, клочковатой шерстью и хриплым лаем. Он ночует на канализационном люке во дворе, его подкармливает старушечка Валентина. От куриных костей у Анатолия отрыжка. Все это — в корнях дерева абстракции. Здесь живут индивидуальные характеры, фактура, цвет, запах — любые подробности, конкретика.

Я поднимаюсь чуть выше. Теперь Анатолий принадлежит группе бродячих собак, а Валентина — группе женщин пенсионного возраста. Они потеряли индивидуальные черты, зато теперь я могу рассуждать о них, как о представителях социальных групп, а об их отношениях — как о социальном явлении. Это ветви дерева абстракции. Я отхожу от конкретики, чтобы обобщать, классифицировать, сопоставлять, анализировать.

Я поднимаюсь на самый верх. Теперь я говорю не об отношениях бродячих собак и пенсионеров, а о дружбе, одиночестве и взаимопомощи. С этой высоты совсем не слышно хриплый лай Анатолия; здесь не обсуждают проблемы женщин пенсионного возраста. Здесь мы говорим об универсальных понятиях, которые затрагивают чувства каждого.



Метафору дерева я взяла из скандинавской мифологии. Ясень Иггдрасиль связывал нижние, срединные и верхние миры, позволял путешествовать между ними. Примерно так же работает дерево абстракций.

В скандинавской мифологии между мирами путешествовала белка Рататоск. На дереве абстракций белка — это вы


На нижнем уровне абстракции я показываю живую правду, на среднем могу обобщать и анализировать. А на вершине я обращаюсь к морали и убеждениям: к тому, что стоит над всеми историями, определяет отношение к ним. Мастерство состоит в том, чтобы двигаться от земли к небу и обратно — этому мы поучимся дальше.

Collapse )
заяц

Задание 80. Сочиняем историю про Ивана - 2

Оригинал: Пятница. Сочиняем историю про Ивана - 2

Спасибо сочинителям историй прошлой пятницы :) Очень любопытно увидеть иллюстрацию с разных точек зрения. Те, кто в прошлую пятницу не созрел, созревайте сегодня, пожалуйста! Карта новая.

Напомню, что у нас тут сегодня (и все ближайшие выходные) происходит:

1. я показываю карту, нарисованную curlywind8
2. вы сочиняете короткую историю
3. кладете её в комментарии

Collapse )

В чем смысл пятничных историй? В том, как по-разному, с разных сторон смотрят люди на одну и ту же схематичную ситуацию. В том, что каждая иллюстрация говорит о чём-то очень близком нам, знакомом. В том, что картинки и текст неразделимы и за одним — тут же следует другое.

Какую историю сегодня расскажет дождевой червь Иван с вашей помощью?