Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

сан-себастьян

Советы. Про письменный стол

Оригинал взят у kolyadanik в Про письменный стол

Однажды говорили с Лоевским про моих студентов, и я весело сказал:

- Ерунда! Любого можно научить писать пьесы! Вон, в цирке слоны ходят по веревочке. Научили же их?

На что Лоевский сказал:
- Можно научить слона ходить по веревочке. - Помолчал и добавил: - Если бить.

А я вот всё больше понимаю, что никого ничему не научишь. Хоть бей, хоть не бей. Либо есть желание сидеть за письменным столом и сочинять свой мир - либо его нет.

Недавно одна студентка, заканчивающая четвертый курс отделения "Литературное творчество" (через год должна быть защита диплома), принесла мне пять страничек текста. Она и до этого-то приносила все эти годы пару раз по пять-шесть страничек, очень редко появлялась на занятиях, и тут тянет зачетку: вижу, что по всем предметам у нее "отлично". Всякие там "истории театра" и "теории драмы". Всё прекрасно с обучением. Только вот пьесы не научилась девочка писать.

И я должен расписаться.
А писать девочка не умеет совсем.

И что мне делать? Ставлю "незачет", хотя знаю, что это будет портить общую статистику. Документы отправят в Москву, в "Госкомвуз", или как там он называется, и там скажут:

- А что ж вы так хреново учили, что только на четвертом курсе, когда была затрачена херова гора государственных денег на обучение этого человека, только на четвертом курсе вы увидели, что его надо отчислять? Дак, может, вы хреновые преподаватели, а не студентка эта?

Так, наверное.

Вычитываю свои рассказы первого тома и думаю: зачем я всё это писал, почему я написал такое огромное количество текста, столько сюжетов, столько персонажей - зачем я всё это делал, если многие годы ничего из этого не было опубликовано, никому это было не нужно, только мне? Зачем я это делал?
И вот, вдруг, стряхнув пыль с желтых страничек, отпечатанных на пишущей машинке - взял да и собрал всё под одну обложку?

Мне себя немыслимо жалко.

Тогда (я еще работал в театре артистом) все смеялись надо мной. Все это считали бредом, глупостью. А я писал и писал.

И только один раз одна старая актриса (она еще жива, дай Бог ей здоровья) прочитала мои рассказы, попросила, чтобы я ей всегда приносил всё, что я напишу, и вот она тогда сказала мне:

- Ты сам не понимаешь, что делаешь. В этих крошечных рассказах на три-четыре страницы, как в капле воды, отражается вся наша жизнь.

Вот сейчас-то я вижу, что и правда: те 70-е, 80-е годы, про которые все как-то подзабыли (партсобрания, колбаса по талонам и прочее) я как-то неумело, коряво, иногда дурным слогом, но смог зафиксировать.
Может, для себя, а не для кого-то. Чтобы помнили.
Мне это почему-то надо было.

В этом, наверное, задача любого творческого человека: зафиксировать своё время, отразить его, запомнить для других, попытаться разобраться в своём времени. Другого у нас не будет.

Читать пьесы про Ангелов и Архангелов, про Дьявола и Бога, наверное, кому-то интересно. А таких пьес миллион. Мне - нет, не интересно.

Я хочу про Человека.

"Человек! Выведи меня отсюда, Человек!" - сказал Чехов. "Мне подавайте человека! Я хочу видеть человека; я требую пищи - той, которая бы питала и услаждала мою душу; а вместо того эдакие пустяки..." - писал Гоголь.

А вот у этой девочки нет такого: "Не могу молчать, хочу сказать!".
Бей, не бей - не будет толку.

Еще одна студентка жалуется:
- А мою пьесу не ставят, а она хорошая!
Говорю:
- Не ставят и плевать. Пиши другую, третью, десятую. Пиши и пиши, не жди похвалы.

Это ведь как воздух, это надо только тебе и больше никому.
сан-себастьян

Как в открытой мастерской Александра Молчанова две тысячи участников сценарии писали

Как участник, доблестно дописавший до последнего дня, делюсь с вами выводами и советами. Ролики, по которым мы занимались, есть на ютубе в профиле Александра.

К концу мастерской в ней осталось уже не совсем две тысячи участников. Или даже совсем не.

Разговоры в комментариев эти счетчики тоже накручивают, так что число комментариев на треть меньше фактических участников каждого дня:

  • записалось около 2000

  • первый день: 1234 комментариев

  • второй: 1074

  • третий: 898

  • четвертый: 932 (участники перезнакомились и стали задавать вопросы)

  • пятый: 656

  • шестой: 551

  • седьмой: 119 and counting

Под катом расскажу, что мы делали каждый день из недели, и покажу, как Александр отвечал на некоторые комментарии участников.

Collapse )

Ссылки на итоговые сценарии короткометражек можно найти в комментариях к финальному, седьмому дню. Моя вот.
сан-себастьян

Советы. Самуил Лурье, техника текста

«Я, САМУИЛ ЛУРЬЕ, ГАРАНТИРУЮ ТОЛЬКО: ЧЕСТНОСТЬ РАЗГОВОРА, ПРАВДИВОСТЬ ОТВЕТОВ НА ЛЮБЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРЕДАЧУ ЛИЧНОГО ОПЫТА, НАСКОЛЬКО ТАКАЯ ПЕРЕДАЧА ВОЗМОЖНА ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩЕГО ЛИТЕРАТОРА, НЕ ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ ПРИРОЖДЕННЫМ ПЕДАГОГОМ. ЭТО ВСЁ».

...смысл писать о чем-либо возникает только тогда, когда вы улавливаете у вашего предмета или у вашей темы какое-то слабое место. Вы должны понять, что не сказано про это. Вот всё сказано, а это не сказано. Для этого вообще-то приходится много читать. Сначала приходится прочитать всё, что возможно. После чего вы обнаруживаете то, что вы на самом-то деле знали сначала, а именно — что вашей задумки еще никто не написал.

...я обнаружил, что каждый из нас по крайней мере, каждый из тех, кто более или менее создан для того, чтобы писать текст, а может быть, и каждый человек, просто не каждый доводит это до текста — каждый из нас имеет некоторое знание о сути описываемого предмета. Даже если мы знаем о нем довольно мало. Оказывается, мы про всё на свете что-то думаем. Проблема существует только в том, чтобы отличить то, что думаем мы, от того, что мы знаем от других. Это собственное знание и есть то, что должно быть написано. Основная трудность состоит в том, чтобы оголить в себе знание, выявить эту светящуюся точку: то, что вы на самом деле хотите сказать.

...я не люблю слова, пишущиеся с заглавных букв, но текст в конечном своем пределе стремится к вещи под названием Истина.

...простейший пример: мое первое литературоведческое открытие, сделанное еще в детстве. По радио читали басню Крылова «Механик», последняя фраза звучала так: «А ларчик просто открывался!». Я понял, что он не был заперт, он был открыт! И вот мы ищем сложных ответов, мы ищем сложных ключей и приступаем к инструментам, а он просто открыт нашему знанию.

...тексты, которые мы считаем гениальными, стремительны и внутренне горячи. У них высокая температура, они плотны, достигая какого-то уровня сверхвещества. Это вырванный из вашей головы клочок пламени.

...самые лучшие тексты созданы в состоянии пустоты. Вы обращаетесь ни к кому, находясь в состоянии полнейшего одиночества. Вы ни к кому не обращаетесь, лучшие тексты не напишутся для живого журнала для группы друзей. Вы наедине с собой. Это состояние следовало бы назвать отчаянием. Вы пишете низачем. Вам просто приходят в голову фразы, и вы стараетесь написать их как можно лучше.

...хорошо бы развивать в себе словарный запас, чтобы в вашем тексте ни одно слово не повторялось. Это довольно легко: нужно очень много читать. Текст, состоящий из разных слов, становится очень плотным и выглядит свежим. Слова должны быть разные, но абсолютно точные. Предложения должны быть разные, но как можно более короткие. И главное: они должны приближать смысл.

...хорошая первая фраза необязательно хороша сама по себе. Она, как трамплин, выводит вас на вторую фразу, а затем — на третью и далее.

...время прозы — осознанное прошедшее.

...любой текст должен быть больше самого себя. Выше самого себя, лучше самого себя.

источник: Самуил Лурье, лекция «Техника текста» в Эрарте.


Collapse )
сан-себастьян

Задание 10. Свежий взгляд

Сначала — история.

В школе я ходила в разные кружки в доме пионеров.

На хореографию. На английский. А еще — на вязание и шитье мягких игрушек.

Это было замечательное время. Я узнавала столько интересного! Что нужно при выкройке оставлять припуск, что мех на местах сшивания заправляют внутрь, чтобы потом он распрямился и за ним не было видно шва, что набивают игрушки современным синтепоном, а не ватой.

А самое главное: я получила горький опыт распускания и распарывания готового.

Collapse )

image

Есть как минимум четыре способа выполнить это задание.

1. Отложить готовый текст на день-два-три и вернуться к нему позже. Прочесть. Переписать. Снова отложить.

2. Попросить другого человека прочесть и поделиться мнением. В каких местах текста его глаз спотыкается. Где можно было бы сократить. Где странная последовательность. Где непонятно.

3. Медленно прочесть свой текст вслух и понаблюдать, где читается плавно, а где хочется исправить, потому что все прыгает на кочках.

4. Не смотреть на старый текст и написать то же самое с нуля.

Collapse )

сан-себастьян

Советы. Максим и его правила чистого текста

Еще на самой первой мастерской текста Вика обратила мое внимание на советы по текстам Максима Ильяхова.

Я сразу же поняла, что “занудный адаптивный блог”, который мне так понравился, тоже его рук дело. И стала копать дальше.

Оказывается, Максим ведет трехдневный практический (и недешевый) курс “Информационный стиль и редактура текста" в Москве. И открыл недавно сервис Главред.

А мы будем смотреть вступительный и весьма полезный ролик совершенно бесплатно. За что Максиму спасибо: приятно, когда часть материалов есть в свободном доступе, пусть и в рекламных целях.

Это видео помогает разобраться в самых базовых правилах редактирования и очищения текста от лишних элементов. Я считаю, что его просмотр приравнивается не к теоретическому, а к практическому занятию. Потому что наблюдение за работой специалиста куда полезнее и сложнее, чем чтение правил работы, например.

Если вам неудобно сейчас смотреть ролик со звуком, можно просто просмотреть начало без звука: там четко и с юмором показан быстрый процесс редактирования текста, в котором оказалось “много воды”.

Или прочтите рассылку Максима на ту же тему: Стоп-слова.

P.S. Тем, кто ролик посмотрел и хочет еще, вот двухчасовая лекция Максима на конференции WUD-2011. Спасибо Маше :)