Category: лытдыбр

Category was added automatically. Read all entries about "лытдыбр".

сан-себастьян

Советы. Мне нечего тебе рассказать…

Послушаем юного писателя?

**
Мне нечего тебе рассказать…

Да, эта мыслишка — частый гость сомневающегося автора. Ну что я могу поведать миру? Чем удивить его, когда мир и так атаковали удивительные люди? Интернет сделал немыслимое. Он сжал весь мир до размеров YouTube, проявив таланты удивительных людей из разных углов земли. А что я?

Если у тебя хоть раз мелькала такая мысль, я не удивляюсь, почему твой роман так и лежит в столе. Или вовсе не написался. А ведь с момента рождения идеи прошло немало дней/месяцев/лет? За это время придуманные герои перестали быть такими уж выпуклыми, забылись и сточились, как карандаши. Да и идея оказалась не новой. А теперь и вовсе, с высоты твоих лет, кажется безумием писать на такую банальную тему.

Ты живёшь обычной жизнью, и неоткуда тебе черпать интересные сюжеты и героев.

А ведь ещё Чехов советовал:
если хотите заниматься творчеством, сначала займитесь жизнью.

Вот и выходит, прежде чем самовыражаться, нужно сначала сделать так, чтобы было что выражать. Может, я должна попутешествовать, чтобы написать таки что-то нестерпимо новое и необыкновенное? Так и путешествиями нынче не удивишь. Или я должна пережить личную мексиканскую историю, чтобы набраться опыта в описании драматических эпизодов? Что нужно сделать? Как заняться жизнью? А что я делал до этого, все свои 20-30-40 лет?



С другой стороны, может, ты просто себя плохо знаешь? Я нынче то и дело натыкаюсь на ситуации, когда простые истории из моей жизни вызывают возгласы: “Да ты что! И такое бывает?!”, или “Как интересно ты живёшь!”, или “Спасибо, что рассказала, у меня всё точно также, и я всю жизнь несу это в себе в одиночку”.

И тут тебя осеняет простая до невозможности мысль: не обязательно ведь нести что-то новое! Придумывая несуществующие миры и закрученные, заведомо лицемерные сюжеты и диалоги. Иногда нужно просто делиться тем, что ты пережил. Это только кажется, что ты один такой, а на самом деле… Те же самые чувства, но немного в другой трактовке, испытала, например, твоя соседка снизу, или фейсбучный друг, или ученик, или… Найдутся те, кто пережил что-то похожее, и об этом же говорит Э. Гилберт в выступлении TED.

Прожить этот опыт снова, но уже не в одиночку — дорогого стоит. Это как распахнуть рубаху на груди и показать всем свои шрамы. Не каждый сможет, потому что реакция может быть всякой. Кто-то начнёт сочувствовать, кто-то умалчивать и уводить тему, кто-то жалеть. Но будут и те, кто распахнёт рубаху в ответ. Чувства захлестнут, и вы без слов поймёте друг друга.

И вот ради такого, я считаю, стоит писать.



Текст из блога Юли, участника мастерских текста
сан-себастьян

Лекция про идеи. Леонид Каганов

Литература — пожалуй, единственный вид труда, для которого не требуется инструментов. Плотнику нужен рубанок, электронщику — паяльник, художнику — кисти, музыканту — клавиши, а писателю не нужно ничего. Огрызок карандаша, замусоленный блокнот — пиши строчку за строчкой, сочиняй шедевр, который, быть может, войдет в сокровищницу литературы... Так кажется новичку. Эта внешняя легкость сбивает с толку — кажется, любой в состоянии сесть и написать такие же складные цепочки слов, как на страницах книг, которые любим с детства.

Однако, это не так. Литературное произведение (пьеса, сценарий фильма, сюжет игры) подобно зданию. В здание вложено огромное количество невидимого труда, о котором никогда не догадаются ни прохожие с фотоаппаратами, ни обитатели квартир. Это: фундамент, все внутренние коммуникации, система водоснабжения, вентиляции, тщательно рассчитанная и сбалансированная система опор и перекрытий, продуманная схема крыши, замыкающей всю конструкцию... Тот, кто не имеет представления об архитектуре и строительстве, но попытается скопировать постройку по внешнему виду, сможет успешно выстроить, раскрасить и оклеить изнутри уютными обоями лишь одноэтажный сарайчик (читай: этюд, набросок, маленький рассказик). Попытка же выстроить 20-этажный дом приведет к неизбежному краху. Исправить здание, достроенное до третьего этажа, но уже начавшее шататься и трещать по швам, невозможно: проще разрушить и начать строить заново — с котлована и забивки свай... Тех самых свай, которые в готовом произведении никому не видны, о которых не знал никто, кроме строителей. А ведь законы эти существуют тысячу лет; и все старинные замки и все современные небоскребы построены хоть и из разных материалов, но по одним и тем же принципам, которые никогда не изменятся. Что это за принципы?

Как спроектировать сюжет? С чего начать? Как оценить по задумке, имеет ли смысл браться за работу? Какие факты и знания понадобятся для работы, а какие будут лишними, а то и вредными? Как прикинуть смету — количество труда, сил и идей, которые понадобятся в процессе написания? Что должно быть полностью готово и спроектировано перед началом основных работ? Как расчистить площадку от лишнего? Какие сваи необходимо забить прежде всего? Как сделать, чтобы конструкция сама тянулась вверх, а блоки укладывались легко и ровно? К сожалению, ответов на эти вопросы не найти, перелистывая страницы любимых книг: мы никогда не узнаем, какая работа шла в голове автора, пока он складывал буквы в слова, слова в предложения, а предложения — в абзацы, которые кажутся нам сегодня такими простыми и легкими.

Я не учитель, не классик и не гуру, я просто один из тех парней, кто занимается литературой уже десять лет. За это время мне удалось кое в чем разобраться, что-то понять для себя — главным образом на собственных ошибках, которые теперь весело вспомнить. Но если бы кто-то объяснил мне эти вещи десять лет назад, я, быть может, не наступил бы на все те грабли, что подстерегают каждого, кто осваивает профессию литератора. Я расскажу то, что знаю: о чем догадался сам, что узнал от коллег, прочел у критиков, услышал на семинарах Литинститута и открыл для себя в зарубежных учебниках и методичках для сценаристов. Все, о чем здесь пойдет речь, исключительно мое личное мнение. Проще говоря, я расскажу о своих собственных ошибках и тех уроках, которые извлек для себя.

Collapse )