Я не филолог, поэтому не будем сливать термин личные и безличные с синтактическими конструкциями. Хотя, порой это будет про одно и то же.
Когда я говорю про личное рассказывание историй, это значит, в истории хорошо видно лицо автора. Это те самые "я-конструкции", когда я рассказываю свою историю от своего же лица.
Есть еще и безличные, когда вроде бы и понятно, что человек говорит-пишет свое и о себе. Но его, как автора самой истории и происходящего с ним не очень видно. Это не про хорошо и плохо. Просто о том, что бывает и так, и так. И можно, а иногда и нужно рассказывать по-разному.
Вы точно все знаете такие тексты. Сейчас много блогов и страниц в соц сетях, где люди рассказывают свои личные истории и переживания. Но, будто через другого. И я так тоже иногда делаю. Раньше совсем не осознанно. Спасибо коучу, который доловил меня на этом до конца)
Это истории в форме "когда ты понимаешь...", "ты знаешь и все равно..." и т.д. Когда мы пишем свою историю, но через "ты". Когда так получается? Когда очень хочется поддержки и понимания со стороны, чтобы другой тоже почувствовал то же, что и мы. Мы прямо текстом вводим его в это, говоря "ты делаешь". И будто прося "пожалуйста, почувствуй это".
Отсюда же, когда нам самим трудно пережить свои чувства, и наша история еще болезненна для нас. Тогда такая история будет еще и лекарством. Раз за разом рассказывая ее в таком формате, мы потихоньку сживаемся с ней, с мыслью, что да, это случилось. И потихоньку возвращаем себе свое авторство. В дальнейшем рассказывая ее через "я понимал...", "я знал и все равно" и т.д.
Еще один вариант безличного рассказывания - глаголы типа "случилось", "появилось", "хотелось". Будто через нас кто-то случил, проявил или захотел. Наблюдаю сейчас за маленьким ребенком, и он через раз говорит на какое-нибудь мое "нет" то "захотел", то "захотелось". И когда просит о чем-то, говорит "сделаешь тебе", подразумевая, что я сделаю что-то ему.
Помните известную троицу "хочу-могу-делаю". Почему-то мы редко говорим "мне смоглось" или "мне сделалось", зато "мне захотелось", очень часто. Но без "я захотел" вторые два даются куда труднее.
А иногда такое рассказывание бывает не только полезным лекарством и способом признать что-то свое, но и возможностью не мудрствовать лишнее. Или сказать что-то важное, но не от себя. Это скорее, не про наши личные истории. Хотя, с другой стороны, мы через них рассказываем свое важное. Или просто рассказать так, чтобы у другого был открытый выбор, как читать и что вбирать из истории, рассматривая через это свою личную позицию. Это когда я рассказываю историю, но от лица других. В том же "говорят". Кто эти неизвестные, что говорят такое? Но вот они говорят, и я могу выбирать, чему из этого верить. Прислушаться, а как у меня? И через это зайти в свою историю.
© Il·lustració de Verónica Cendoya Idea
