Мастерские текста (masterskietexta) wrote,
Мастерские текста
masterskietexta

Categories:

Задание 76. Тренировка навыка сторителлинга

С января я учусь на курсе социального исследователя Брене Браун (она по приятному стечению обстоятельств мой любимый нон-фикшн писатель).

Я уже показывала ее тексты, связанные с историями, в сообществе storytelling_ru: "Истории, которые мы себе рассказываем", "Психологический сторителлинг: история жизни в процессе". Я много перевожу ее для своего блога.

На очередном уроке курса Брене предложила опросник, по которому можно исследовать любимую историю.
Она опирается на «Героя с тысячью лиц» Кэмпбелла и на свой визит в офис компании Pixar, выделяя три стандартных акта истории, но рассказывает о них немного по-своему.

В оригинале:

Act 1
The character faces or is confronted by a challenge and accepts that challenge. The rules of the world are established, and the end of Act 1 is the “inciting incident.”

Act 2
The character looks for every comfortable way to solve the problem. By the climax, s/he learns what it’s really going to take to solve the problem. This act includes the lowest of the low.

Act 3
The character needs to prove s/he has learned the lesson, usually showing a willingness to prove this at all costs. This is all about redemption—an enlightened character knowing what to do to resolve a conflict.

В моем переводе:

Первый акт
Герой встречает вызов и принимает его. Мы узнаем о правилах мира. Первый акт завершается «побуждающим событием».

Второй акт
Герой использует привычный способ решения проблемы, который не срабатывает. К кульминации выясняется, что действительно нужно сделать для ее решения. Во втором акте герой испытывает все возможные тяготы и трудности.
(тут можно вспомнить, что я уже описывала своими словами трудный второй акт, вдохновившись книжкой Брене)

Третий акт
Герой доказывает, что урок пройден, что обычно говорит о его готовности пойти ва-банк. В каком-то смысле это выкуп: герой осознает, на что будет обменян результат.

УПРАЖНЕНИЕ

В оригинале:

Choose a favorite story from a movie, TV show, book, or fable.

Act 1:
— DESCRIBE THE CHALLENGE THAT YOUR CHARACTER FACES.
— HOW DOES S/HE FIRST RESPOND TO THE CHALLENGE?
Does the character deny the problem? Blame someone else? Avoid the issue? Look for an easy answer? Fall apart? Run? Shut down? Get angry?
— PICK A FEW GROUND RULES THAT WERE ESTABLISHED.
— WHAT IS THE INCITING INCIDENT (THEIR “FACE DOWN” MOMENT)?
What happens that forces the character to finally turn toward the problem and face the challenge?

Act 2:
— WHAT COMFORTABLE WAYS DOES YOUR CHARACTER LOOK FOR TO SOLVE THE PROBLEM?
— USING THE STORY RUMBLE GLOSSARY, NAME THE EXPERIENCES AND/OR EMOTIONS THAT S/HE NEEDS TO RUMBLE WITH IN ORDER TO REALLY SOLVE THE PROBLEM.
— WHAT IS AN EXAMPLE OF YOUR CHARACTER’S LOWEST OF THE LOW?
— WHAT STORY DO YOU THINK YOUR CHARACTER IS MAKING UP OR TELLING HIMSELF OR HERSELF ABOUT WHAT’S HAPPENING?

Act 3:
— WHAT ROLE DID VULNERABILITY PLAY IN YOUR CHARACTER’S GROWTH AND LEARNING?
If the definition of vulnerability is uncertainty, risk, and emotional exposure - how did your character face and handle these experiences?
— HOW WAS S/HE CALLED TO GO INTO THE ARENA?
— WHAT COURAGE DID YOU SEE IN HER/HIS VULNERABILITY?

Identify one or two values that drive and inspire your main character.
— HOW ARE THOSE VALUES THE SAME/DIFFERENT THAN THE VALUES THAT DRIVE AND INSPIRE YOU?

В моем переводе:

Выберите любимый фильм, сериал, книгу или сказку. Разберитесь в истории, лежащей в центре событий.

Я взяла «Назад в будущее», первую часть :)
Сюжет есть в википедии. Герой — Марти Макфлай.

Любопытно, что в википедии описание уже разложено на три части: 1985, 1955, 1985. За меня выделили три акта истории, осталось ответить на вопросы. Подробный разбор фильма есть в моем блоге, а ниже список вопросов, который вы можете использовать как очередное задание мастерской.

ПЕРВЫЙ АКТ
— Какой вызов выпадает герою?
— Как герой реагирует на препятствие? Не признает проблему? Перекладывает ответственность? Ищет простое решение? Унывает? Сбегает? Закрывается в себе? Злится?
— Какие правила установлены в мире героя?
— В чем состоит «побуждающее событие»? В какой момент герой теряет надежду и падает на самое дно? Что побуждает героя найти в себе силы и пересмотреть взгляды на проблему, принять вызов с удвоенное силой?

ВТОРОЙ АКТ
— Каким простым для себя способом герой начинает решать проблему?
— С какими эмоциями ему необходимо побыть, чтобы решить проблему?
— В какой момент герой падает на самое дно?
— Какую историю крутит в голове герой о том, что происходит?

ТРЕТИЙ АКТ
— Какую роль сыграла уязвимость (неуверенность в результате, риск, эмоциональное раскрытие) в жизни героя? Как она помогла ему расти и учиться?
— Что вызвало его на арену?
— В чем смелость героя, появляющаяся благодаря уязвимости?
— Какие ценности движут героем? Близки ли вам эти ценности?
Tags: сторителлинг
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal