Мастерские текста (masterskietexta) wrote,
Мастерские текста
masterskietexta

Category:

Расскажи себя. Как писать лучше?

Это копия статьи из проекта "Расскажи себя" в журнале "Жить интересно!".
Сохраняю материал в библиотеку по просьбе подписчиков: для тех, кому удобнее работать с заданиями через свою ЖЖ-ленту.

Привет зрителям и участникам проекта «Расскажи себя»! Думаю, что вы уже заглядывали в пост с первым заданием. Может, у вас уже получилась первая история, но вы пока что не решились ее показать? Или уже показали, но готовы еще поработать над черновиком. Подредактировать. Как это делается?

Моя статья поможет тем, у кого совсем нет писательского опыта. Я расскажу, как упростить и облегчить текст.

Приведенные в этой и следующих статьях советы родились в практической работе. Именно с этими соображениями я обращалась к участникам своих мастерских текста.

Попросить совета

Многие черновики написаны сложно и запутанно. Это нормально! Черновик как раз и нужен для того, чтобы шаг за шагом распрямлять ниточки мыслей, удаляя всё лишнее, очищая текст, как апельсин.

Хороший способ разобраться в том, где накручено лишнее, а где не хватает логических связей, — показать текст редактору или хорошему знакомому, чьему вкусу вы доверяете. Не просите конкретные рекомендации и точных правок. Пусть лучше вам укажут на удачные и неудачные фрагменты, а переделаете их вы сами.

Аркадий Мильчин говорит в книге «Писатели советуются, негодуют, благодарят»:
«Писателям хочется, чтобы замечания делались не в виде непререкаемых указаний, высказываемых в самой категоричной форме, а в виде обоснованного совета, предположения, которое можно обсудить, оспорить; чтобы критик слышал возражения писателя и вёл с ним диалог, а не односторонний разговор.
Писателям хочется, чтобы замечания побуждали их к новым художественным свершениям, будили фантазию, толкали на новые поиски, на новые решения».


Осторожно выберите того, кому вы доверите право поделиться с вами комментариями. Это должен быть кто-то, чье чувство стиля вы уважаете, чьему вкусу вы доверяете. Джулия Кэмерон в книге «Право писать» рассказывает, что первые черновики категорически нельзя показывать случайным людям. А надо — бережным читателям и опытным редакторам.

В рамках проекта «Расскажи себя» бережность обеспечивала я, выступая первым читателем и настраивая участников на осторожность в комментариях к вашему тексту.


Прочитать вслух

Возможно, вы уже показали текст и выслушали комментарии... но с формулировками по-прежнему что-то не то. А что не то — не ясно.
У каждого текста есть внутренний ритм и свой структурный рисунок. Кстати, если изучить несколько ваших текстов, можно нащупать обычный для вас ритм — из него произрастает ваш писательский стиль. Редактируя черновик, мы даем естественному ритму звучать во весь голос. Выводим его на первый план, удаляем всё несущественное и случайное.

Илья Ильф говорит:
«Большинство наших авторов страдает наклонностью к утомительной для читателя наблюдательности. Кастрюля, на дне которой катались яйца. Ненужно и привлекает внимание к тому, что внимания не должно вызывать. Я уже жду чего-то от этой безвинной кастрюли, но ничего, конечно, не происходит. И это мешает мне читать, отвлекает меня от главного».

Смотрите на процесс редактирования как на уход за морковкой. Ее обязательно нужно прореживать во время роста, иначе здоровым и симпатичным экземплярам не хватит места развернуться. Сколько бы вы морковки ни посадили, часть в какой-то момент обязательно понадобится выдернуть.

Под морковкой я подразумеваю лишние обороты, мусорные слова, случайно попавшие факты и события. Всё, без чего текст останется собой.

А когда медленно читаешь текст вслух — проще поймать его ритм. И понять, от какой морковки можно избавиться.


Закройте черновик и перепишите снова

Психологически трудный, но радикально улучшающий текст способ: выкинуть старый черновик и, держа идею в голове, написать его заново. Не кромсать наполовину готовую морковку, а посадить новую.

Если хочется проверить, хорошо ли этот способ работает, напишите очередной текст без подглядывания в черновик, с нуля. И сравните. Новый вариант наверняка выйдет проще, понятнее и лаконичнее.

О переписывании хорошо пишет Уильям Зинсер.


Одним предложением

Не самый простой, но ужасно действенный совет: сформулируйте главную мысль вашей истории одним предложением. Редактируя историю, опирайтесь на эту сокращенную версию. Всё ли сказано? Есть ли нужная связность? Что лишнее можно выкинуть, не затронув основную линию?

Роберт Макки называет главную мысль истории «управляющей идеей», Блейк Снайдер — «логлайном», Аркадий Мильчин говорил о «смысловых опорных пунктах» текста.

Посмотреть на определения и примеры управляющих идей и логлайнов, а также потренироваться в их сочинении можно в библиотеке заданий и советов.


Принять участие в проекте «Расскажи себя»

Самый верный способ писать лучше — писать много и часто. Возвращайтесь к нам завтра. Будем сочинять сказку :)

Все материалы проекта:
Tags: расскажи себя, советы
Subscribe

  • Задание 106. Внешние и внутренние качества героя

    1. Выберите три любимых фильма (или воспользуйтесь теми, что вы уже выбрали в задании 105) 2. Опишите главного героя в каждом из этих фильмов:…

  • Задание 105. А что, если...?

    1. Какие три фильма вы бы взяли с собой на необитаемый остров? Запишите их названия. Переходите дальше, когда запишете. 2. Как вы думаете, как вы…

  • Задание 104. Любимое место

    Представьте себе место, которое очень любите, мысленно перенеситесь туда и рассмотрите все до мелочей. Теперь напишите об этом. Это может быть…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments