Мастерские текста (masterskietexta) wrote,
Мастерские текста
masterskietexta

Советы. Лилия Гущина, "литературный негр" или соавтор Ирины Хакамады

— Что зависит от соавтора? Вы в одном из интервью рассказывали, что у Данелия было две книги, «Безбилетный пассажир» и «Тостующий пьет до дна», у них были разные авторы и именно поэтому одна книга была успешна, а другая — нет. Это кажется удивительным.

— У Ирины до нашей совместной книги было два или три текста, не ставших бестселлерами. От помощника зависит многое. В психологии существует такое правило: «Изнутри невозможно поставить диагноз». Нельзя проанализировать самого себя. Человек не в может задать себе все нужные вопросы — потому что есть вопросы, на которые он не собирается отвечать. Когда я предложила Ирине обсудить некоторые темы, она удивилась — и спросила, кому это будет интересно. Я ответила, что это интересно мне, а значит, и другим будет интересно.

— В чем заключается ответственность соавтора знаменитости?

— Как у журналиста: если не задать вопрос, на него не ответят. А если задать вопрос, на который человеку отвечать не интересно, это будет не интересно читать. Нужно найти вопросы, которые смогут раскрыть человека, пусть даже с самой неожиданной для него стороны, заставят его вспомнить события, переживания, детали, о которых он никогда не говорил публично, — из-за их мнимой ненужности.

— Вы как-то говорили, что подобная книга — это non-fiction. Какие здесь есть законы жанра, вето на авторские отступления?

— Единственный закон жанра — в его названии: «отсутствии вымысла». Я работаю с материалом, который получила, — и лирических обсуждений без согласия автора тут быть не должно. Собственные мысли и рассуждения, конечно, просачиваются в текст, но остаются только то, что одобрено и завизировано заказчиком. Ирина против моего дозированного своеволия не возражала, и я этим очень довольна: есть мысли, которые будут услышаны, если их выскажет Ирина Хакамада, а если Лилия Гущина — едва ли.

— Должна ли у вас быть нейтральная позиция, как у хорошего журналиста?

— Нейтральная по отношению к кому? К заказчику? Совсем нет — в него нужно влюбиться. По крайней мере, на то время, пока ты с ним работаешь. Без настройки на человека, без растворения в нем такая книга, на мой взгляд, обречена. И тянуть на себя одеяло нельзя.

— Как строилась ваша работа над книгой об Ирине? Журналист, написавший книгу об американском изобретателе и бизнесмене Илоне Маске, поговорил с 200 его коллегами и обедал с ним каждую неделю, кажется, полгода. Насколько плотно вы работали?

— У нас было полтора месяца ежедневных интервью, после которых у меня осталось около 20 пятичасовых кассет. Потом я месяц их расшифровывала, а потом кроила их этого объема нужные материалы.

— Что было самым сложным?

— Задать столько вопросов, чтобы хватило на целую книгу. Самое легкое, но и скучное, — расшифровка. Мы работали по темам, — а в книге они превратились в главы.

— Вы смотрели фильм «Призрак» Полански? Там персонаж начинает писать о политике и находит такие тайны, которые потом стоят ему жизни. Вам не было страшно?

— У Хакамады не стояло задачи раскрыть какие-то страшные тайны, а у меня — тем более. Цель была невинная — привлечь внимание, напомнить о себе, и эта цель была достигнута. Как журналист я в принципе не склонна вытягивать из людей опасные для совместной безопасности тайны. Несколько лет я вела в «Новой газете» рубрику «Сосед по времени: один день жизни». Герои приходили ко мне, как в прошлом веке к фотографу, — принарядившись. Но это было их право. О любом человеке можно рассказать так, что будут читать. Не нужно бояться быта и банальностей.

— Вы рассказывали, что когда были с Ириной на презентациях, посетители не понимали, можно ли брать автографы у вас. Вы тогда сказали, что «это не форма невежества». Что же это?

— Я так сказала? Наверное, я проявила деликатность: это, конечно, невежество, — но простительное: публика не привыкла, чтобы «тайный помощник» выходил на сцену вместе с «автором». Соавторов принято скрывать: если бы все, кому писали книги профессионалы, выводили их с собой на авансцену, люди бы знали, как себя вести.

— Это происходит, потому, что этот жанр у нас пока молодой?

— Жанр как раз не молодой. «Малая земля» Брежнева-Аграновского написана 30 лет назад. Но мода на откровения знаменитостей, конечно, налицо. В России почти все крупные деятели всех областей еще и что-то писали — и оставили нам если не собрание сочинений, как В.И. Ленин, то хотя бы «Мою жизнь в искусстве» как К.С. Станиславский. Отличие же в том, что раньше важные персоны писали сами. Они получили другое образование, тогда учили изящной словесности — не только читать, но и создавать. К тому же, существовала отдельная культура писем. В советское время прививаемые навыки ограничились школьными сочинениями об образе Андрея Болконского и т. п., как правило, списанными из учебников. Руку ученикам ставить перестали, а убеждение, что известные люди должны писать книги, осталось. Чтобы ситуация изменилась, и заказчик, и публика должны согласиться, что быть профессиональным соавтором непрофессионального писателя не стыдно. Это нормально.

— Как вы понимаете, что работа закончена? Что вы получили лучший вариант из возможных?

— Когда больше нет сил на него смотреть. И когда сделан заказанный объем — если нужно сделать семь авторских листов, 200800-м знаком будет точка, какие бы бездны ни оставались за кадром.

Источник: http://theoryandpractice.ru/posts/10796-literaturniy-rab
Tags: советы, сочинительство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ближайшая мастерская текста: 1-8 янв

    Сначала переехала эта библиотека мастерских текста (в свой отдельный блог), а потом и сами мастерские: ближайшая наша писательская группа пройдет…

  • Владимир Познер о Маршаке и писательстве

    Мне позволялось находиться в «лаборатории» Маршака, в его кабинете, когда он писал. Я был свидетелем того, как он работал, как раз за…

  • Эх, вот бы мне так!

    Сначала восхищаешься Ниной Симон... или, скажем, стилем Набокова. И думаешь: эх, вот бы мне так! Потом узнаешь, какие жизни и сколько труда лежат за…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments