Мастерские текста (masterskietexta) wrote,
Мастерские текста
masterskietexta

Советы. Работа над стилем

В ходе работы над самой первой мастерской текста я нашла запись с кучей комментариев, где как раз обсуждали этот вопрос. Спасибо блогу Яны miumau Франк и комментариям к этому посту.

image

fantaghiro_

1) читать автора вслух. У каждого автора своя музыка и ритм фразы. Читая вслух, начинаешь осознавать, что конкретно автор делает с фразой.

2) читая вслух, опять же, выписывать слова и обороты, которые, на взгляд читающего, типичны для данного автора. У Солженицына много таких типичных словечек, он вообще словотворчеством занимается. Использовать эти слова напрямую я бы не стала, но интересно было бы понять, что отличает эти слова, почему он их использует (нет подобного слова, а оно очень нужно, например).

3) читая его тексты, представлять, что они твои: это очень настраивает голову на редакторское восприятие текста. Сразу видно, что автор вот тут сделал абзац со смыслом, потому что хотел разбить поток мыслей и заострить на чем-то внимание.

4) ИМХО, опять же: тексты Солженицына не так хороши, как их смысл. Его рубленый и не очень красивый язык так пленителен, потому что автор имеет много что сказать. Так вот: мне бы непременно захотелось понять, что за смыслы автор передает? Что его задевало?

kvisaz

просто бери и переписывай страницу Солженицына
потом бери и пиши её по памяти
потом бери и просто пиши

t_kila

Подражание делится на две части: аналитическую и креативную. Для самоучек, не учившихся литературе, есть пара простых правил (почти схем), которые со временем реализуешь уже при чтении.

I. Часть первая - аналитическая.
В первый раз это займет много времени. Да и во второй тоже. Но для большиства людей это необходимый шаг. Как и в рисовании, где важно понять схему красок, разделение тонов, холодные ли - теплые ли, как идут линии, какой нажим итд итп, так и в тексте, надо осознанно давать себе отчет, какие именно приемы используются.
Возьмите кусок текста - небольшой, имеющий законченную структуру. Можно взять речь, стих, описание чего-либо - понравившегося писателя или поэта.
Распечатайте. Вооружитесь карандашами, лучше цветными. И приступайте.
1. Найдите логическое введение, середину (или средние части), конец. Отметьте. Выясните для себя, почему разделение именно такое?
2. После этого займитесь каждой частью.
- Отмечайте какой длины используются предложения. Дада, просто длины. Как это влияет на динамику повествования.
- Отметьте какие знаки препинания используются и где. Как они влияют на скорость рассказа, на его течение.
- В каждом предложении отметьте главную мысль. “Соль” предложения.
- Отметьте обороты, которые ее усиливают или ослабляют.
- Отметьте метафоры. Сколько их, какие они, какую эмоциональную нагрузку они несут. Метафоры, сравнения, синонимы - отметьте их в тексте. Перечитайте только их. Какое настроение они создают? На что настраивают? Чем красят текст? Ответьте себе на эти вопросы как можно полнее.
- Отметьте лицо, от которого ведется рассказ. Оно есть? Нет? Почему?
- Подчеркивайте все литературные обороты разными цветами: отмечайте какие прилагательные используются, используется ли прямая речь, используется ли что-то еще (воспоминания, вставки, сравнения, итд итп)
- Обратите внимание на сложность и длину используемых слов. Обычный язык? Высокий? Сложные слова и связки? Комбинированная речь? Попробуйте дать себе отчет что это делает с течением текста.

Читать разбираемый текст рекомендую так:
первый раз - просто прочесть
второй раз - перечитать с карандашами
третий раз - перечитать с отметками

II. Часть вторая - креативная.
Перечитайте текст, с которым вы работали. Перечитайте свои заметки. Можно пару раз.
Попробуйте, используя теже приемы, стиль сложения предложения, сравнения и метафоры, написать небольшой кусочек. Похожий. Если Вы, к примеру, читали описание битвы - опишите схватку. Леса - поля. Пустыни - ледяной пустыни. Похоже, но не тоже самое.

Это упражнение позволяет не копировать кого-либо, а привить себе стиль.

a_str

даже когда бездумно, без всякого “а что он хотел этим сказать” копируешь кого-то из великих художников, нужно знать, что именно ты копируешь. перспективу, анатомию, светотень. без этого знания будет пустое изведение времени.
плюс на одно такое копирование нужно не меньше сотни своих рисунков - чтобы увидеть, ЧТО именно берешь.
"ага, я вот кладу контур большим количеством коротких линий по форме, а Он - тремя-четырьмя, и то, как в итоге это выглядит у него, нравится мне больше, чем как у меня, и если я буду пытаться делать контур одной линией, я добьюсь у себя того же эффекта".

с литературой то же самое. подражание - штука хорошая, когда ты понимаешь костяк тех приемов, которые так нравятся тебе у великих. когда ты понимаешь, что дробные абзацы Кинга, иногда на одно слово, задают определенный ритм. что бесконечные чешуйки на крыльях бабочек у Набокова - это эффект глубочайшего погружения в детали собственных переживаний. что секрет лучших романов Пратчета в том, что он умудрился скрестить Рабле с Агатой Кристи, и секрет худших - в минус Агата Кристи, а на ее место - политика или нравоучение.
и когда у тебя самого достаточно материала, к которому можно приложить этот самый костяк и сравнить, как вдоль этого костяка лежат твои работы, а как - работы мастера.
и при этом постоянно, постоянно записывать и писать с натуры, никуда не денешься. и проживать. проживать множество событий за единицу времени. потому что литература - это точно такой же способ передачи эмоций на расстоянии, как и живопись, только языки немного разные. и если этих эмоций нет или маловато, будет писк вместо симфонии - на любом языке.
я бы посоветовал этому автору написать по крайней мере сотню страниц о том, как он переживает из-за критики и критиканов. единственное эмоциональное и яркое место в его письме. в процессе этих сотни страниц научится всему, что ему нужно.

kvadricheg

Когда я еще в школе писала сочинения по лит. произведению - я заметила, что долгое чтение текста определенного стиля очень сильно влияет на мой собственный стиль. Я автоматически начинаю даже думать (строить внутренний вербальный монолог) в стиле автора.
Чем больше мне нравится автор - тем труднее избавиться от этого наваждения. Оно проходит после того, как пройдет достаточно времени или после того, как ты почитаешь какой-то другой текст (газету, покетбук или что-то подобное).

Таким образом “подражание” технически проявляется на разных уровнях языка: на уровне интонаций, ритма, лексики, синтаксических конструкций (ср. синтаксис Толстого и Пушкина). На уровне даже фонетики, если сам автор за этим следил (как Набоков).
Если речь идет не о небольших фрагментах текста, то копируются, конечно, и какие-то элементы образного ряда: все ведь знают, например, “тургеневскую девушку”, “лермонтовского героя” как некий обобщенный образ, некий обобщенный тип поведенческих реакций.
Кроме того, безотчетно могут копироваться принципы изображения реальности. Так, для одних авторов первоочередное значение имеет деталь, для других - пейзаж или что-то иное. Начитавшись вдоволь того или иного автора (именно неотрывно, на протяжении, как минимум, пары-тройки часов, с полным погружением) - читатель почувствует, как его мозг автоматически начинает видеть в реальности именно те элементы, которые выделяет повествователь в тексте. Реальность первичная (пользуясь термином Толкина) начнет соприкасаться с реальностью вымышленной, между ними в сознании читателя будет происходить некая диффузия.

Главный метод достижения этого состояния - повторюсь - продолжительное и неотрывное чтение конкретного текста, а затем - без паузы - переход к продуцированию текста собственного.

lisya_morda

Могу поделиться интересным упражнением для пишущих людей. Я сейчас учусь на сценарном факультете и наш мастер курса придумывает нам разное для оттачивания мастерства. Мое любимое - вот это: берете любое нравящееся вам небольшое произведение. Важно, чтобы оно было сюжетным. Затем меняете в нем какое-нибудь одно условие. Например, оставляете сюжет, героев, все то же - но переносите на три столетия назад. Или вперед. Задаете одному из героев новую цель или профессию. Меняете один какой-нибудь винтик в истории - и затем переписываете эту историю уже так, как она должна развиваться в новых условиях. Такое упражнение очень интересно проделывать на поэтических произведениях. Их ведь не перепишешь с сохранением формы - нужно писать либо прозу, либо сценарий. И вдруг оказывается, что текстом сказано не так много, и приходится уточнять и развивать несказанное автором.

Пользуясь таким приемом, можно переписать одно произведение в сотню _абсолютно других_, и каждая история будет интересной. А главное - это прекрасно развивает воображение, детальность и логику письма.

megazver

THE SECRET METHOD OF MASTERING THE ART OF WRITING DAMN GOOD PROSE

There’s an old method of teaching the writing of good prose that works wonders and it will help you find a distinctive voice. Doing the following exercise a half-hour to an hour a day has made some of the worst prose - writing students in my classes into some of the best prose-writing students in a few months — or less. Often the improvement is very rapid and the degree of improvement is astonishing.

Here is what you do: Every day when you sit down to work, you take a good prose writer’s work and you copy it.
That’s right, you type it out, word for word. Do two or three pages: You will not only get a feeling for how good stylists use words, you will feel the timing and the rhythm of their prose and the snap, crackle, pop of their dialogue.

Next, write a page or so in imitation of what you’ve just typed. That’s right. If, say, you’ve just typed an outdoor scene with a lot of action, you write an outdoor scene with a lot of action, trying your best to write it in the style of the piece of writing you’ve just copied.

After awhile you will find that you can imitate this style at will; now try another author and another, until you can imitate various styles and voices any time you like. You will then discover, wow, you have the ability to change your style and tone and voice effortlessly. And soon you will find your own, distinctive voice.

Tags: работа над стилем, советы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments