Мастерские текста (masterskietexta) wrote,
Мастерские текста
masterskietexta

Мнение. Блогер/писатель



Я не стала бы утверждать, что успешность книги зависит от наличия популярного блога у автора, или что его наличие повлияет на решение издательства. На самом деле сами издательства прекрасно занимаются продвижением своих книг. Гораздо успешнее, чем сами авторы! Поэтому к ним и ходят издаваться, — не только для того, чтобы они напечатали, но и в первую очередь для того, чтобы продали. Если книгу напечатает хорошее издательство, она появится в целом ряде магазинов, в разных городах, и ее увидят очень многие люди, которые блог автора никогда бы не нашли! К тому же эта книга появится в больших интернет-магазинах, и будет там всплывать в поиске и в рекламе. Такой рекламы самому автору добиться очень трудно. Поэтому скорее происходит наоборот: если удается удачно издать книгу, это повышает популярность блога!

Но блог — в принципе полезный инструмент для автора. Очень многие общаются со своей аудиторией, и еще до начала работы с книгой выясняют, какие темы публике интереснее, про что стоит написать подробнее. Или вот моя книга «Муза, где твои крылья» — она на 80 процентов состоит из тем, которые меня попросили обсудить в блоге читатели. Я выбирала то, о чем чаще всего спрашивают люди. Отвечала на вопросы, которые беспокоят многих.

Так же, прочитав одну книгу автора, многие ждут следующую — и тут начинают ходить в блог, чтобы узнать, над чем автор сейчас работает, и когда будет что-то еще интересное. Это тоже прибавляет жизни блогу. Таким образом, блог тоже может дорасти до источника дохода, и до действенного помощника в распространении всех творений его хозяина (или хозяйки). И издательству тоже нравится, если у автора есть некая площадка, через которую можно увидеть частичку творческого процесса, или пообщаться с ним лично. Когда книги начинают продаваться, все ресурсы вместе расцветают и приносят пользу автору и издателю (да и читателю, который за счет блога лучше понимает, что его ждет в книгах).

Но прав был Тема Лебедев — чтобы издать книгу, нужно написать книгу! Многие любят теоретизировать о том, как познакомиться с издателями, какие нужны связи, как бедных авторов никто не любит и не замечает, как никто никому не дает шанса. А на самом деле книги у них нет и не предвидится. А пока книги нет, никому с начинающим автором не интересно разговаривать. Потому что разговаривать, собственно, не о чем.

Мало ли кто решил написать книгу. Когда открывалось издательство «Манн, Иванов и Фербер», там в плане стояла книга, которую вообще-то хотели издать одной из первых (и писал ее Игорь Манн). С тех пор уж издательству 10 лет, и Игорь Манн написал полку бестселлеров, а та книга все еще в работе. Они любят рассказывать эту историю, потому что она хорошо иллюстрирует, как оно бывает с книгами. Одну сел и написал, как на душу легло. А другую обещаешь и планируешь, и огнем горишь. Иной раз целое издательство поднять готов, ради той самой книги. А потом она-то и застрянет.

С авторами очень часто так бывает — и с молодыми, и с опытными. Я знаю нескольких авторов, которые первую книгу начали и закончили, как собирались, но недооценили объем работы, и на книгу ушло три года. А при этом все вокруг говорят, что подобное обычно пишется за годик, и они тоже изначально так планировали. А что поделаешь, если у человека за годик не получилось? Когда дописал — тогда издаст. Но представляете, что было бы с издателями, если бы они все такие обещания ставили в план? Одно на три года задержится, другое — на десять. А у меня (тоже как у многих) случилось наоборот. Первые три книги я написала как на одном дыхании. А потом случился ступор. Одну книгу начала и зависла, год мучилась, потом совсем бросила. Вторую начала — потом несколько раз поменяла все планы, передумала, решила делать иначе. Между тем и на книжном рынке многое поменялось, и издатели стали хотеть совсем иных вещей. Между тем выяснилось, что две книги, которые я начинала «просто так между делом» (из которых одна вообще задумывалась как семинар) — почти готовы. В то время как обещанные издателям — совсем сдохли. Одна из начатых книг уже стояла у издательства в плане, именно потому, что они надеялись, что я «как раньше» продолжу выдавать по книге в год. А не вышло!

На этом примере мы видим, что верить в бесперебойную и предсказуемую работу авторов — очень неблагодарное занятие. Сорваться и застрять может любой. И это случается чаще, чем все думают. Поэтому издательства любят готовые книги. Даже если книге не хватает последних двух глав, это может отодвинуть издание на годы! А вот когда все готово, и автору хочется побыстрее издать и увидеть ее напечатанной — тут издателям становится хорошо и интересно. Поэтому, если вы хотите издать книгу — напишите ее! А потом просто пошлите всем издательствам, в которых вы хотели бы издаваться. Начиная с вашего фаворита (каким бы он ни был крупным и престижным). Не бойтесь, что вас там кто-то обидит и проигнорирует. Издательствам тоже нужны хорошие книги и авторы, они им рады!

Но имейте в виду, что запросов у них тоже много. Потому что людей, желающих издать свое произведение — тысячи. Подавайте все так, чтобы можно было быстро разобраться, что тут прислали. Напишите письмо, пользуясь правилами для продажи любого проекта потенциальным спонсорам или партнерам.

В первой строчке коротко напишите о себе, и почему вы написали именно эту книгу. Не надо расписываться, никого тут не интересует ваша биография по пунктам. Выберите те факты, которые как-то интересны в контексте вашего проекта. Например, если вы написали книгу с рецептами, напишите, что вы по образованию — то и это, но сколько-то лет назад увлеклись готовкой и фотографированием еды, и теперь у вас среди прочих есть популярный блог с вашими рецептами. И вот вы собрали лучшие из лучших в книгу.

Вторая строчка — про издательство. Тоже не надо разливаться, просто напишите, что вы с издательством знакомы, вам нравится то, что они издают (можно написать, почему). И что вам хотелось бы с ними сотрудничать, потому что вам кажется, что ваша книга могла бы хорошо вписаться в их ассортимент (или что-то вроде этого).

В третьей строчке так же коротко опишите, о чем ваша книга. Пишите затравку так, будто вы продаете фильм! Представьте, что кто-то хочет пойти в кино или взять фильм в видеотеке, и читает описание фильма из одной строчки. «Триллер про зомби» или «Запутанная драма про супружескую пару, взявшую ребенка из детдома». Пишите так, чтобы вашу книгу взяли с полки со словами: «О! Вот это хочу прочитать!» Если вы ее так напишете, то и издатель скажет: «Вот это хотим издать!»

Если ваш фильм отставляют со словами: «А что там еще есть?», то вы проиграли, и с книгой будет то же самое! После этих трех строчек можно описать книгу подробнее. Но и тут стоит уважать время ваших корреспондентов, потому что все попрежнему очень занятые. Опишите книгу в одном абзаце, а потом прилагайте пробу для чтения — всю книгу или несколько глав.
Я верю, что для любой книги довольно скоро найдется издатель, если она готова и у нее есть хорошая презентация и описание. Просто это самое трудное и есть: сначала взять и сделать всю книгу, от начала до конца!

Яна Франк miumau, блогер и писатель

источник: T&П
Tags: сочинительство
Subscribe

Posts from This Journal “сочинительство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments