Мастерские текста (masterskietexta) wrote,
Мастерские текста
masterskietexta

Categories:

Джек Керуак. Основные принципы импровизированной прозы

Настрой. Предмет должен попасть в поле сознания. При этом предмет может находиться или в реальности, готовый к тому, чтобы с него сделали набросок (пейзаж, чашка, постаревшее лицо), или в памяти. В последнем случае изображение предмета будет составляться из воспоминаний.

Процесс. Наличная сущность раскрывается в чистоте речи. Зарисовочное письмо – это ничем не прерываемый поток. Его источник – рассудок, слова-идеи, наполненные потайным личным смыслом. Поток движется, выдувая (как сказал бы джазист) контуры изображения.

Метод. Никаких точек для разделения предложений. Предложениям уже и так досталось: они тиранически испещрены ложными двоеточиями и робкими. Чаще всего ненужными запятыми. Полноценное право на существование имеет энергичное длинное тире, обозначающее промежуток между риторическим дыханием (так делает вдох джазист, прежде чем вновь приникнуть к трубе) – «выверенные паузы, которые есть самое суть нашей речи» – «разделения звуков, которые мы слышим» – «время и как поймать его».

Свобода действий. Никакого «подбора» выражений. Все, что надо, – лишь следовать свободному отклонению (ассоциациям) рассудка от привычного восприятия. Никаких сдерживающих тормозов – только ритмы риторического вдыхания и убедительного изложения. Похоже на кулак, раз за разом обрушивающийся на стол в подтверждение каждого окончательно сказанного слова, бац! (протяженное тире) – Выдохните со всей мощью, на какую способны – пишите с такой же силой, погружайтесь на такую глубину, на какую заблагорассудится, сначала доставьте удовольствие себе, лишь тогда читатель обязательно почувствует телепатический шок и волнение от понятого смысла, потому что в его сознании сработают те же самые законы восприятия.

Прерывание процесса. Не делать никаких остановок, чтобы намеренно подобрать подходящее слово. Вместо этого чисто по-детски нагромождать башни из слов – прямо в стиле скэт (джазовое пение, когда солист импровизирует с бессмысленным набором слогов в подражание музыкальному инструменту). Слова накапливаются до тех пор, пока не появится удовлетворение.

Расчет времени. Никаких переделок (за исключение слишком очевидных ошибок, например, в именах; допускается сознательное внесение дополнений, но именно в качестве вставок, отличающихся от того, что было написано в общем потоке).

Средоточие интереса. Начинать следует вовсе не с заранее продуманных слов, которые можно сказать об образе. Импульс должен исходить из драгоценнейшего средоточия интереса, направленного на образ в момент творчества. Как только проскочит искра, смело пишите, выходя за все пределы. Отправляйтесь в путешествие по языковому пространству, пока не ощутите полное облегчение и опустошение. Не раздумывайте. Исключение из этого правила имеет место при написании стихов или постскриптумов. Никогда не задумывайтесь над тем, как «улучшить» впечатления, ибо самое лучшее произведение – это всегда самая болезненная, пропитанная индивидуальностью выжимка из баюкающего тепленького защищающегося сознания – так фонтанирует из человека песня о нем самом.

Структура работы. Неотступно следуйте принципам веерообразного движения по теме, повторяющего русло реки в скалах. В итоге, поток сознания, берущий начало в драгоценнейшем центре (заставьте свое сознание выйти за рамки – однажды), прибывает в пункт назначения. Здесь происходят метаморфозы: то, что было затуманенным «началом», превращается в неизбежно отчетливое «завершение», а язык укорачивает свой бег, становясь телеграммой, в которой слова соревнуются со временем, вторя законам Глубокой формы, до заключения, до последних слов, до последней тонкой струйки – Ночь есть Конец.

Психическое состояние. По возможности пишите «без сознания», находясь в состоянии эдакого полутранса. Только так можно на уровне подсознания проникнуть в собственный, ничем не сдерживаемый интерес, который носит обостренно индивидуальный характер и требует выхода. Лишь так можно дать простор «современному языку». В противном случае он подвергся бы цензуре, потому что трудно избавиться от сознательных представлений о том, каким должно быть искусство. Пишите в состоянии неподдельного возбуждения и не делайте никаких остановок. Непременно прочувствуйте судорожные приступы, пока пишите на бумаге или стучите по клавишам. Тогда все будет происходить в соответствии с законами оргазма (наслаждение идет от центра к периферии), что у Вильгельма Райха называется «затуманиванием сознания». Пусть движение направляется изнутри наружу – туда, где наступит расслабление и все будет сказано.

По книге "Антология поэзии битников".
Tags: джек керуак, советы
Subscribe

Posts from This Journal “советы” Tag

  • Эх, вот бы мне так!

    Сначала восхищаешься Ниной Симон... или, скажем, стилем Набокова. И думаешь: эх, вот бы мне так! Потом узнаешь, какие жизни и сколько труда лежат за…

  • Бросайте мусолить

    Мой собственный опыт работы с текстом и мой редакторский опыт поддержки пишущих людей гласят: Достаточно часто наиболее действенный способ улучшить…

  • История из книги Daily Rituals: Anthony Trollope

    Оригинал взят у rikki_t_tavi в История из книги Daily Rituals: Anthony Trollope Удивительнее всего, наверное, в книге Daily…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments